Замок Азе-лё-Ридо


Замок Азей-лё-Ридо (Château d'Azay-le-Rideau)
Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)

Самым прекрасным дворцом, поистине сказочным творением среди всех замков долины Луары по праву считают Азей-лё-Ридо. Оноре де Бальзак когда-то работал в этих краях над романом «Лилия в долине». Он называл замок Ридо «сверкающим бриллиантом».

Шедевр французского Ренессанса Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau) стоит над излучиной Эндра. Замок, окружённый тихой водной гладью и ухоженным английским парком, кажется воплощением спокойствия и уюта. Однако первым хозяином чудо-дворца был человек, которого современники прозвали «отродьем дьявола». Рыцарь Ридель д’Азе — он же Ридо – прославился среди местного населения своей неимоверной жестокостью.

Замок Азей-лё-Ридо (Château d'Azay-le-Rideau)
Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)

Первые строения на острове посреди Эндра были возведены ещё римлянами. В средние века это поселение укрепили землевладельцы Турени, чтобы защитить торговый путь между купеческими городами. Ридель д’Азе был самым влиятельным человеком из местной знати. Он и назвал крепость своим именем в 1119 году.

В то время крепость имела типичный облик средневекового оборонительного сооружения с грубой каменной кладкой, тяжёлым подъёмным мостом и подвесными бойницами. Она пережила множество попыток вооружённого захвата. В ХII веке её завоевал Генрих II Плантагенет. Король Филлип-Август возвратил крепость своему верному вассалу — Тюреннскому рыцарю Гуго. (Гуго был сыном Риделя д’Азе.)

Замок Азей-лё-Ридо (Château d'Azay-le-Rideau)
Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)

К началу XV столетия этот замок принадлежал герцогу Бургундскому. Дофин Карл VII, разгневанный оскорблением герцога, в 1418 году учинил жестокую расправу над крепостью. Гарнизон её был уничтожен; замок и прилежащая деревня разграблены и сожжены. Почти целое столетие после этих событий Азей-лё-Ридо стоял в руинах.

В 1500 году советник Франциска I — глава королевской Финансовой палаты Мартин Бертело — решил восстанавливать строение. Земли вокруг руин старой крепости пришлось осушить, остатки древних стен – разобрать. Новый замок решено было возводить на сваях. Из долины Шер, по течению реки до местечка Порт-о-Шалан и далее — на телегах, везли для строительства белый известняк.

Интерьер замка
Интерьер замка

В 1515 году Бертело-старший вышел в отставку и поручил строительные работы своему сыну – Жилю. Бертело-сын был богатым банкиром, казначеем  Франции и мэром города Тура. Он с новыми силами взялся за переустройство дворца. Его жена — Филиппа Лебаи лично руководила работами. Именно ей замок обязан своим утончённым «сказочным» обликом. Летом 1518 года начался основной этап строительства. Работали 120 каменщиков под началом Этьена Руссо. В работе участвовали также известный скульптор — Пьер Мопуэн и мастер-плотник — Жак Торо.

Бертело и его жена всерьёз увлеклись стилем итальянского Ренессанса. Новый замок должен был стать не военной цитаделью, а элегантной загородной резиденцией. Две пристройки с выступающими угловыми башенками придали строению форму буквы L, необычную для крепостей того времени. Вода, окружающая замок, создавала атмосферу гармонии и загадочности.

От старинного готического стиля сохранились лишь детали: некоторые оборонительные элементы, островерхие крыши. В верхней части был создан ложный дозорный пояс, выполняющий роль декоративного элемента. В облике здания было использовано множество традиционных деталей итальянской ренессансной архитектуры: изящные пилоны с капителями; люкарны с причудливо украшенными фронтонами; парные окна-лоджии на площадках лестницы. Каменные своды широкой парадной лестницы были отделаны арками с барельефами французских королей.

Интерьер замка
Интерьер замка

На нижнем уровне замка находились Королевские покои, другие жилые комнаты, Красная спальня и кухня. На втором этаже разместились: Бальный зал, Голубая спальня, Покои Франциска Первого и королевы.

Жиль Бертело не успел завершить строительство замка. Самблансэ — двоюродный брат Жиля, суперинтендант Финансовой палаты – растратил деньги из казны государства. Его осудили и повесили. Жиль, опасаясь королевского гнева, бежал в город Мец, где и умер через 10 лет.

Франциск I в 1528 году отобрал фамильные владения Бертело в пользу казны. После он подарил замок капитану гвардии Антуану Раффену. Капитан, как мог, закончил строительство.

Через несколько лет королевская резиденция переместилась в Париж, а политическое значение Турени снизилось. Владельцы Азей-лё-Ридо стали меняться часто. В XVII веке королевский двор редко посещал этот замок. В 1603 году была возведена усыпальница для его владельцев, а к концу столетия были построены конюшни и ряд дополнительных помещений для прислуги.

В 1791 году замок приобрёл маркиз Шарль де Бьенкур. Его сын Арман в 1845 г. принялся за перестройку здания и уничтожил последние черты средневековой архитектуры. При нём была разрушена и переделана средневековая башня парадного двора, а в 1865 году для симметрии была возведена вторая такая же башня.

В 1871 г. замок захватили прусские войска; позже он был вновь возвращён хозяину. В 1899 году последний из рода Бьенкуров разорился. В 1904 году замок снова продали – некоему владельцу М. Арто. Этот человек за 200 тысяч франков уступил разрушенный и опустевший дворец государству.

После этого началось масштабное восстановление. Был реконструирован не только дворец, но и английский парк, и прилегающие берега реки Эндра.

Интерьер замка
Интерьер замка

Сегодня в замке разместился Музей Ренессанса. В нём хранятся картины и мебель, предметы быта бывших владельцев. В спальнях установлены роскошные кровати под шёлковыми балдахинами – это подлинные образцы замковой мебели XVII – XVIII вв. Один из ценнейших экспонатов коллекции – богато декорированный резной ларь из Королевских Покоев Франциска I. Другой изящный старинный ларь можно увидеть на кухне. Кроме этого в помещении выставлены серванты с разнообразной посудой, кухонная утварь и поварской инструмент.

В коллекции гобеленов самым ценным считается панно XVI века — «Три Парки» — изготовленное в Брюсселе. Стены комнат и залов украшены множеством фламандских гобеленов с библейскими сюжетами. Также представлена портретная галерея королевских династий Франции.

Посетители замка могут совершить самостоятельные экскурсии или воспользоваться аудиогидом; посмотреть исторические представления. Азей-лё-Ридо объявлен народным достоянием Франции. Он охраняется ЮНЕСКО.

Замок Азей-лё-Ридо (Château d’Azay-le-Rideau)
Rue de Pineau 37190 Azay-le-Rideau, France
monuments-nationaux.fr‎

[wpgmappity id=»341″]