Нотр-Дам — архитектурные особенности


Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris)
Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), JPRoche

Один из шедевров готической архитектуры —  собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (Notre Dame de Paris) возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь с помощью мощных контрфорсов. Сооружение в виде буквы «Н» со стороны западного портала. Эта архитектурная особенность внешнего оформления собора состоит в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией галереи и фриза, которые центрированы относительно окна-розы. Собор представляет собой массивное сооружение, результат продуманного архитектурного замысла, продолжающего в определенной степени традиции романского стиля.

15 апреля 2019 года мир с ужасом стал свидетелем того, как пожар уничтожил оригинальную кровлю XII века, шпиль собора и часы.

История собора

Собор был возведен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был построен на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру. Строительство Нотр-Дама началось еще в 1163 г. под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось около 1345 г.

Семинарии собора стали средоточием духовной власти. В период XIII-XIV в. из их стен вышло шесть епископов. Однако впоследствии собор отчасти утратил свое превосходство, уступив таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Шли века, и Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Большой ущерб был нанесен ему во время Французской революции, когда наиболее яростные сторонники революции принялись разрушать статуи царей иудейских на западном фасаде, приняв их по невежеству за французских королей. Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 г. здесь короновался Наполеон I как император. Однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Южный фасад Нотр-Дам де Пари
Южный фасад Нотр-Дам де Пари, фото Pete Douglass

Долгожданная реставрация собора началась только в 1820-х годах во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», где он описал плачевное состояние собора. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического направления, с благоговением относился к готической архитектуре, считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим убежищем для «измученных душ».

Гаргулья на соборе
Горгулья на соборе, LittleWheat

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел обширные и тщательные восстановительные работы. Была восстановлена большая часть статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи.

Резьба на порталах собора

К началу нового тысячелетия фасад собора тщательно отмыли, удалили с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна великолепная резьба на порталах собора.

Резьба на портале
Резьба на портале, фото Duane Moore

В первую очередь взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз — это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду. Среди грешников встречаются люди, похожие на епископов и королей. Средневековые мастера могли критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора. Вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, были мальчики из церковного хора.

На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне. Ниже – сцены из жизни Св. Анны (матери Марии) и Христа. В этих сценах использовались визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец находился выше Марии. Это указывает на его более высокий статус. При этом он лежит не в колыбели, а на алтаре. Это был намёк на его будущую роль жертвы.

Внутренняя архитектура

Центральный неф
Центральный неф, фото Atibordee Kongprepan

Внутри собора поражает удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора. Этим как бы подчеркивается святость алтаря. В соборе нет ни одной каменной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные между собой легкими арками и витражами. По готическим канонам на стенах нет росписей. Свет в собор проникает сквозь цветные стекла и окна-розы. Свод, окна-розы и парящие колонны, достигающие начала сводов, – типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля. Сокровищница собора, трезор, содержит богато украшенные дароносицы и потиры XIX в.

Экскурсии

Вид на Нотр-Дам со стороны Сены
Вид на Нотр-Дам со стороны Сены, фото Paco

Собор после пожара 2019 года сильно пострадал. На сегодня всё ещё выполняются реставрационные работы, поэтому собор для туристов закрыт. К декабрю 2024 года предполагается возобновить богослужения и посещения.

Собор Парижской Богоматери и экскурсоводы CASA предлагают бесплатные экскурсии вокруг собора (около часа).

Также вы можете забронировать билет на экскурсию Париж: прогулка по Нотр-Дам под открытым небом с входом в склеп, во время которой вы откроете для себя историю строительства собора, послушаете рассказ о разрушениях во время трагического пожара 2019 года, спуститесь в археологический склеп под Нотр-Дам и осмотрите фундамент старого города.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) (Notre Dame de Paris)
6 Place du Parvis Notre-Dame, 75004 Paris, Франция

Cathédrale Notre-Dame de Paris

Ехать метро М4 до станции Cité

[wpgmappity id=»168″]