Центр Помпиду
Найти Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou) в 4-ом округе французской столицы не составляет сложностей: здание выделяется необычно большими для квартала Бобур (Beaubourg) габаритами и фасадным размещением «внутренностей», которые другие сооружения обычно прячут. Внешние особенности архитектурного оригинала его облик не только не портят, но и делают одним из самых красивых в районе.
Прагматичную эстетику здания в форме параллелепипеда, имеющего высоту 42 м, длину 166 м, ширину 60 м и наружно опутанного коммуникациями, парижане восприняли далеко не сразу. Громадный по размерам образец стиля хай-тек, построенный из бетона и стекла, поначалу казался современным выскочкой, неуважительно относящимся к почтенным, заботливо отреставрированным домам старинного квартала. Кричаще разноцветные системы жизнеобеспечения – зеленые водопроводные трубы, синяя вентиляция, желтая электропроводка, белые арматурные соединения, красные лифты – раздражающе действовали на глаза и чувство вкуса местных жителей.
Созданный итальянцем Ренцо Пиано и британцем Ричардом Роджерсом новаторский проект непонятного монстра, который неофициально именуют Бобуром, реализовывался с трудностями и сопровождался скандалами. Вначале он одолел 680 конкурентов, затем ему пришлось стоически выдерживать сопротивление граждан и местных властей. «Только через мой труп!», — примерно так сказал префект о запланированных могучих вентиляционных шахтах, и слова его оказались пророческими: Центр Помпиду был возведен после его кончины.
Со временем парижане привыкли к зданию и сумели осознать, что архитекторам удалось создать внешнюю форму, идеально соответствующую внутреннему содержанию. Бобур, задуманный как центр изучения, а также поддержки искусства XX века и современного искусства, полностью оправдал свое предназначение, став одной из культурных доминант Франции.
Сегодня Центр Помпиду является местом постоянных тусовок жителей французской столицы и желанной туристической целью ее гостей. Среди достопримечательностей Парижа он занимает третье место по популярности, уступая лишь Эйфелевой башне и Лувру.
Комплекс включает Музей современного искусства, выставочные и концертные залы, институт музыкальных и акустических исследований IRCAM, огромную библиотеку, для посещения которой не нужны какие-либо документы. Богатейшие экспозиции Бобура, представляющие школы кубизма, сюрреализма, фовизма, абстрактного экспрессионизма, а также новейшие тенденции в искусстве привлекают посетителей со всего мира.
Смелое решение архитекторов по выносу коммуникаций на внешние стены позволяет максимально полезно использовать 40 тыс. м2 внутренних площадей. Интерьеры помещений устроены таким образом, что при смене выставок перепланировки выполняются в кратчайшие сроки.
Еще одна бесспорная заслуга создателей центра заключается в приближении музейно-выставочного пространства к улице. Пиано и Роджерс намеренно лишили свое детище монументального портала, зато дополнили комплекс пешеходной площадью. На территории перед зданием собираются и общаются любители искусства, выступают артисты цирка и музыканты. Театральные действа, сменяя друг друга, показываются круглосуточно, а наблюдать за ними можно, устроившись прямо на асфальте или за столиком кафе Cafe Beaubourg у фонтана Стравинского (Fontaine Stravinsky).
Центр Помпиду не просто демонстрирует культуру – он ее формирует. Вероятно, именно об этом мечтал литературовед и ценитель искусства, лидер французского государства Жорж Помпиду, которому принадлежит идея создания комплекса. До практического воплощения своей мечты президент не дожил, но открывшийся в 1977 г. культурный центр получил его имя.
Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou)
19 Rue Beaubourg 75004 Paris, France
centrepompidou.frЕхать метро М11 до станции Rambuteau
[wpgmappity id=»263″]