Королевский дворец Пале-Рояль в Париже: от кардинала Ришелье до современных инсталляций
На днях я стоял перед полосатыми колоннами Пале-Рояль. Черно-белые столбы торчали из земли как гигантские леденцы. Французские подростки фотографировались между ними, а я размышлял – кардинал Ришелье точно перевернулся бы в гробу, увидев такое.
Пале-Рояль напоминает многослойный торт из разных эпох. В XVII веке здесь жил кардинал Ришелье. Потом дворец стал домом для юного Людовика XIV. А сейчас это место, где старинная архитектура сочетается с современным искусством.
В 1629 году кардинал Ришелье купил несколько особняков в центре Парижа. Он объединил их в роскошный дворец. Серые стены, изящные арки, фонтаны – всё говорило о власти и богатстве первого министра Франции.
После смерти Ришелье дворец перешел короне. Маленький Людовик XIV бегал по этим коридорам, пока его мать управляла страной. Позже здесь устроили первое публичное кафе Парижа. А еще – театр, где блистала Мольеровская труппа.
В 1986 году во внутреннем дворе появились те самые полосатые колонны. Их создал художник Даниэль Бюрен. Местные жители сначала возмущались – зачем портить исторический памятник? Теперь эти колонны стали символом места.
Между прочим, высота колонн разная. В центре они почти вровень с землей, а по краям достигают двух метров. Такой волнообразный рисунок создает иллюзию впадины в земле. Особенно эффектно это выглядит в дождь, когда вода собирается в центре.
За фасадами прячутся уютные галереи с антикварными магазинами. В одном из них я нашел старинную карту Парижа 1850 года. А в саду до сих пор стоят те же скамейки, что и двести лет назад. На них любил сидеть Виктор Гюго.
Лучшее время для фотосессии у колонн Бюрена – раннее утро. Туристов мало, а свет идеальный. В сад лучше приходить после обеда. Тогда можно увидеть местных пенсионеров, играющих в петанк под каштанами.
Кстати, рядом с дворцом есть несколько отличных ресторанов. Но цены там кусаются похлеще, чем во времена Ришелье. Лучше взять круассан в ближайшей пекарне и устроить пикник в саду.
Из резиденции кардинала в собственность королей: история Пале-Рояль
В 1628 году кардинал Ришелье затеял грандиозную стройку. Он поручил архитектору Жаку Лемерсье создать дворец. Я смотрю на эти стены и думаю – они помнят интриги первого министра Франции.
Проект оказался дороже золота. Ришелье выкупил целый квартал домов. Он снес старые здания и построил новый дворец. Строительство длилось восемь лет. Кардинал хотел превзойти королевский Лувр.
Ришелье умер в 1642 году. Он завещал дворец юному Людовику XIV. Тогда здание получило название Пале-Рояль. Анна Австрийская с сыном сбежала сюда от придворных интриг. В этих стенах маленький король учился править Францией.
Дворец хранит следы королевского детства. В саду стоит старый фонтан – возле него кормилица рассказывала Людовику сказки. А в библиотеке до сих пор лежат книги с пометками юного монарха.
В XVIII веке герцог Шартрский затеял перестройку. Он разорился на карточных долгах. Тогда герцог придумал гениальный план – превратить часть дворца в торговый центр. Так появились знаменитые галереи с магазинами.
Торговые галереи стали модным местом. Здесь открылось первое парижское кафе. В нем подавали новый напиток – кофе. Аристократы специально приезжали попробовать заморское зелье.
В 1680 году во дворце поселилась труппа Мольера. Театр Комеди-Франсез работает здесь до сих пор. Я сидел в том же зале, где три века назад смеялись над комедиями великого драматурга.
Революция 1789 года изменила судьбу дворца. Его национализировали. В залах устроили игорные дома. А в 1871 году случился страшный пожар. Дворец горел три дня. Реставрация заняла десять лет.
Реставраторы нашли под слоем краски оригинальные фрески XVII века. На потолке главной галереи открылись античные боги. А в подвале обнаружили тайный ход – он вел прямо в спальню кардинала Ришелье.
Теперь в Пале-Рояль размещается Министерство культуры Франции. Чиновники работают в тех же кабинетах, где когда-то Ришелье плел интриги. А по вечерам в саду играют в петанк потомки тех, кто штурмовал Бастилию.
Что посмотреть в Пале-Рояль: сад, колонны Бюрена и театр
Сад Пале-Рояль встретил меня тишиной и прохладой. Вековые липы создают тенистый купол над аллеями. Два фонтана разбрызгивают воду, которая превращается в радужную пыль на солнце. Старинные скамейки помнят шелест кринолинов и стук тростей парижских денди.
Мне удалось найти свободную скамейку у фонтана. Я достал из сумки багет с камамбером. Французские бабушки играли в петанк, металлические шары звенели по гравию. А в кафе Le Nemours официант разливал утренний кофе по маленьким чашечкам.
В саду растут 500 деревьев – я специально посчитал. Каждая липа помечена медной табличкой с датой посадки. Самым старым больше 200 лет. Их кроны подстрижены в форме кубов – такая мода появилась при Людовике XIV.
Фонтаны включают в полдень. Струи воды бьют точно как при Ришелье – система не менялась с XVII века. Летом дети пускают в бассейны кораблики из бумаги. А зимой здесь собираются парижские воробьи – греются на теплых бортиках.
Колонны Бюрена похожи на гигантский штрих-код. Они появились в 1986 году и вызвали скандал. Парижане писали гневные письма в мэрию. Теперь это самое фотографируемое место дворца.
Я провел эксперимент с колоннами. В солнечный день тени от полос создают на земле причудливый узор. А если встать в определенной точке, колонны выстраиваются в идеальную линию. Местные художники часто рисуют здесь этюды.
Театр Комеди-Франсез работает каждый вечер. Я взял билет на «Тартюфа» Мольера. Зрительный зал сохранил атмосферу XVIII века – красный бархат, позолота, хрустальные люстры. Актеры играют так же страстно, как три века назад.
В антракте публика выходит в сад. Дамы в вечерних платьях прогуливаются между колоннами Бюрена. А в кафе Le Grand Véfour подают те же десерты, что и во времена Бальзака. Правда, цены теперь совсем не писательские.
Практическая информация для самостоятельных путешественников
До Пале-Рояль я добрался на метро по первой линии. станция Palais Royal–Musée du Louvre выпустила меня прямо к черно-белым колоннам. Второй удобный вариант – станция Louvre–Rivoli на той же линии.
Сад дворца открывается в семь утра. На рассвете здесь пахнет свежей выпечкой из соседних пекарен. Студенты спешат на занятия через арки. А пожилые парижане выгуливают своих терьеров по гравийным дорожкам.
В аркадах Пале-Рояль работает легендарный ресторан Le Grand Véfour. Его потолки помнят Наполеона и Виктора Гюго. Средний счет – 300 евро. Зато подают лучшее суфле в городе.
Для обеда я выбрал кафе Le Nemours с видом на колонны. Официант принес классический крок-месье и бокал божоле. За соседним столиком французская пара спорила о политике. Все как двести лет назад.
В десять утра солнце бьет точно между колоннами Бюрена. Туристы еще спят. Можно сделать отличные кадры без толпы. В полдень сад наполняется детьми и уличными музыкантами.
После семи вечера свет становится розовым. Тени от колонн удлиняются. Студенты устраивают пикники на газонах. А в театре Комеди-Франсез начинается вечерний спектакль.
Билеты в Комеди-Франсез стоят от 20 до 100 евро. Бронировать нужно за месяц. На сайте театра есть англоязычная версия. Оплата только картой – наличные не принимают.
В Le Grand Véfour столик бронируют за два месяца. В остальные рестораны – за неделю. Я звонил из отеля. Администраторы говорят по-английски и помогают с выбором времени.
Рядом с дворцом есть отличная пекарня La Maison Collet. Круассан и кофе обойдутся в 7 евро. А в саду разрешены пикники. Только не садитесь на газоны – штраф 35 евро.
По вторникам в Комеди-Франсез продают билеты со скидкой 50%. Очередь собирается с восьми утра. Я отстоял час, зато попал на премьеру за полцены.