Национальный музей керамики (Musée nationale de Céramique) или Музей Сервского Фарфора (Serves-Cite de la Ceramique) находится в парижском пригороде — Севре (Sèvres), на площади Мануфактуры. Музей был создан в 1824 году управляющим Сервской мануфактуры Александром Броньяром.
В 1845 году вышел первый каталог музея. С 1927 года он стал самостоятельным культурным учреждением.
В музейном собрании хранятся около пятидесяти тысяч экспонатов. Пять тысяч из них – это изделия Севрской мануфактуры. Остальную часть коллекции составили экспонаты разных эпох со всего мира. Здесь можно увидеть древние гончарные изделия, первые образцы керамики, изделия из массивного фаянса и изящного фарфора.
Севрский фарфор – марка, известная во всем мире. В 1738 году была открыта Королевская фарфоровая мануфактура в городе Венсене. Фабрика выпускала изделия из мягкого фарфора, отличавшиеся яркой росписью и позолотой. С 1745 года Королевской фабрике принадлежала монополия на производство фарфора. Сюда приезжали работать лучшие мастера — дизайнеры и художники. Здесь работал Клод Дюплесси — знаменитый ювелир, украшавший сосуды изысканным золотым декором.
Покровителем предприятия был сам Людовик XV. Активно участвовала в делах фабрики и его фаворитка – мадам Помпадур. После её смерти мануфактурой занялась другая знатная дама — мадам Дюбарри.
В середине XVIII столетия предприятие приступило к выпуску «бисквита» — изделий из неглазурованного фарфора. Выпускались статуэтки в модном стиле рококо. Многие фигурки и скульптурные группы создавались по моделям Буазо, Фальконе, других известных скульпторов того времени. Каждая статуэтка была истинным шедевром. Они отличались необыкновенной пластикой форм и нежной росписью (мастера фабрики использовали фоновые химические красители пастельных тонов).
Фирменному розовому фарфору дали название — «роз Помпадур». Эти изделия были декорированы позолотой. Неокрашенные участки их глазированной поверхности расписывались тонкими узорами: яркими птицами и цветами.
В 1756 г. фарфоровую мануфактуру перевезли из Венсена в Севр. Предприятие стало лидером отрасли, его изделия превзошли по качеству и красоте даже знаменитый мейсенский фарфор. Изделия Королевской фарфоровой фабрики успешно продавались на ежегодных выставках – это приносило казне хороший доход.
Производство постоянно совершенствовалось. С предприятием сотрудничал директор Академии Художеств — Франсуа Буше. Он создавал рисунки для фарфора и знаменитые детские фигурки из бисквита. С 1768 года севрские мастера начали работать с твердым фарфором и выпускать изделия в новой, тёмной цветовой гамме. Стиль рококо в коллекциях сменился неоклассикой.
После Французской революции Севрская мануфактура стала государственным предприятием. Производство пошло на спад. Новый подъём начался с приходом к руководству Александра Броньяра. С 1800 года он стал управлять фабрикой. Броньяром были разработаны новые красители, имитирующие роспись маслом.
В Наполеоновскую эпоху в моду вошёл стиль ампир. По заказу императора создавались вазы и сервизы с изображением его ратных подвигов. В более поздние времена выпускалась посуда с индустриальными сюжетами росписи.
В XX веке Севрский завод сохранил статус главного предприятия Франции по производству художественного фарфора. Сегодня любой коллекционер фарфоровых и керамических изделий стремится иметь в своей коллекции раритетные экземпляры из севрской фабрики. На международных аукционах образцы этой продукции оцениваются очень дорого.
При Национальном музее керамики в Севре работает специализированная галерея где можно купить художественные фарфоровые изделия.
Национальный музей керамики (Musée nationale de Céramique)
2 Place de la Manufacture 92310 Sèvres, France
sevresciteceramique.fr[wpgmappity id=»336″]