Один из шедевров готической архитектуры —  собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (Notre Dame de Paris) возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь с помощью мощных контрфорсов. Сооружение в виде буквы «Н» со стороны западного портала. Эта архитектурная особенность внешнего оформления собора состоит в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией галереи и фриза, […]


Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris)

Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), JPRoche

Один из шедевров готической архитектуры —  собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (Notre Dame de Paris) возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь с помощью мощных контрфорсов. Сооружение в виде буквы «Н» со стороны западного портала. Эта архитектурная особенность внешнего оформления собора состоит в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией галереи и фриза, которые центрированы относительно окна-розы. Собор представляет собой массивное сооружение, результат продуманного архитектурного замысла, продолжающего в определенной степени традиции романского стиля.

История собора

Собор был возведен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был построен на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру. Строительство Нотр-Дама началось еще в 1163 г. под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось около 1345 г.

Семинарии собора стали средоточием духовной власти. В период XIII-XIV в. из их стен вышло шесть епископов. Однако впоследствии собор отчасти утратил свое превосходство, уступив таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Шли века, и Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во время Французской революции, когда наиболее яростные сторонники революции принялись разрушать статуи царей иудейских на западном фасаде собора, приняв их по невежеству за французских королей. Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 г. Наполеон I короновался здесь как император. Однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Южный фасад Нотр-Дам де Пари

Южный фасад Нотр-Дам де Пари, фото Pete Douglass

Долгожданная реставрация собора началась только в 20-х гг. XIX в. во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», где он описал плачевное состояние собора. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического направления, с благоговением относился к готической архитектуре, считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим убежищем для «измученных душ».

Гаргулья на соборе

Гаргулья на соборе, LittleWheat

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел обширные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже слишком тщательные. Была восстановлена большая часть статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные гаргульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур). Этих драконовидных змей вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора.

Резьба на порталах собора

К началу нового тысячелетия фасад собора тщательно отмыли, удалили с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна великолепная резьба на порталах собора.

Резьба на портале

Резьба на портале, фото Duane Moore

В первую очередь взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз — это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду. Любопытно, что среди грешников есть люди, похожие на епископов и королей, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора. Вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, были мальчики из церковного хора.

На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне. Ниже можно увидеть сцены из жизни Св. Анны (матери Марии) и Христа. В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец расположен выше Марии. Это указывает на его более высокий статус. При этом он лежит не в колыбели, а на алтаре, что, как полагают, содержит намек на его будущую роль жертвы.

Внутренняя архитектура

Центральный неф

Центральный неф, фото Atibordee Kongprepan

Внутри собора поразит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора. Этим как бы подчеркивается святость алтаря. В соборе нет ни одной каменной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные между собой легкими арками и витражами. По готическим канонам на стенах нет росписей. Свет в собор проникают сквозь цветные стекла и окна-розы. Свод, окна-розы и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.

Сокровищница собора, трезор, содержит в основном богато украшенные дароносицы и потиры XIX в., но ценность коллекции вряд ли заслуживает указанной входной платы.

Экскурсии

Вид на Нотр-Дам со стороны Сены

Вид на Нотр-Дам со стороны Сены, фото Paco

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Бесплатные экскурсии на русском: среда в 14:00 и суббота в 14:30.

Можно также соединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проводятся каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора — один из лучших во Франции; он был создан великим мастером XIX в. Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть собор, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем пройдите вдоль реки под южным трансептом. Здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен. К северу, на другой стороне собора, расположены улицы Шануанесс, Юрзен и Коломб. Три улицы из тех немногих, которые барон Осман обошел своим вниманием. В них нет ничего особенного, кроме старых зданий, по которым можно судить о том, как прежде выглядел остров Сите.

О строительстве и реконструкциях Нотр-Дам читайте здесь.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) (Notre Dame de Paris)
6 Place du Parvis Notre-Dame, 75004 Paris, Франция

Accueil

Ехать метро М4 до станции Cité

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь



Оставить комментарий