Река Сена – главная авеню Парижа
Вы думали, что главная улица Парижа – Елисейские поля? А вот и нет. Самая роскошная авеню города – река Сена. Она делит столицу Франции на два берега и создает особую атмосферу города влюбленных.
Я смотрю на реку с моста Александра III. Сена течет неспешно, как изысканная парижанка на высоких каблуках. Вдоль набережных выстроились старинные особняки – будто зрители в театре перед началом спектакля.
Сена протекает через сердце Парижа на протяжении 13 километров. По ее берегам расположились 37 мостов – каждый со своей историей и характером. Мост Мирабо помнит шаги поэтов Серебряного века, а Новый мост на самом деле старейший в городе.
С воды открываются потрясающие виды на главные символы города. Нотр-Дам отражается в воде своим величественным силуэтом. Эйфелева башня выглядит с реки еще более впечатляющей – ее ажурная конструкция словно парит над водной гладью.
Берега Сены – это живая история. Букинисты раскладывают старинные книги в своих зеленых ларьках. Художники пишут пейзажи. Влюбленные пары гуляют вдоль парапетов. А под мостами играют музыканты – их мелодии разносятся над водой.
Летними вечерами набережные превращаются в танцплощадки. Местные жители и туристы танцуют сальсу и аргентинское танго. Звуки музыки смешиваются с шелестом речной воды и создают особую парижскую симфонию.
круизы по Сене – отличный способ увидеть город с необычного ракурса. Речные трамвайчики Batobus курсируют между основными достопримечательностями. А вечерние прогулки на кораблях-ресторанах позволяют насладиться французской кухней с видом на подсвеченные мосты.
Река хранит множество секретов. В ее водах находят древние артефакты времен римского поселения Лютеция. А на дне до сих пор лежат затонувшие баржи времен Второй мировой войны.
Что посмотреть во время круиза по Сене?
На левом берегу Сены возвышается музей Орсе. Старинное здание вокзала превратилось в храм импрессионизма. Его часы-великаны отсчитывают время уже более века. В окнах-розетках играет солнце – настоящий театр теней.
Справа по курсу – величественный Лувр. Его фасад тянется вдоль реки почти на километр. Стеклянная пирамида сверкает на солнце как драгоценный камень. А во внутреннем дворе туристы фотографируются с «Моной Лизой» из пальцев.
На правом берегу возвышается Консьержери. Его башни помнят королей и революционеров. Мрачные стены скрывают камеру Марии-Антуанетты. Готические шпили пронзают небо как острые копья.
Каждый мост через Сену рассказывает свою историю. Мост Искусств увешан замками влюбленных. Их так много, что перила периодически меняют. Парижане шутят – это самый крепкий мост в городе.
Стандартный круиз длится час. За это время можно сделать полный круг от Эйфелевой башни до острова Сите. Лучшее время для прогулки – закат. Солнце окрашивает воду в золотой цвет.
В сумерках включается подсветка мостов. Огни отражаются в воде разноцветными бликами. На набережных зажигаются фонари. Париж надевает свой вечерний наряд.
Я выбираю места на верхней палубе справа. Отсюда лучше видны основные достопримечательности. Нижняя палуба подходит для ужина. Там нет ветра и качки.
Билеты на круиз можно купить прямо у причала. Но лучше бронировать онлайн – так дешевле. Причалы находятся у каждого крупного моста. Расписание кораблей соблюдается четко.
Виды круизов по Сене: от романтики до гастрономии
По Сене скользят десятки разных корабликов. Каждый предлагает свой взгляд на Париж. Утром я плыву на простом речном трамвайчике. Вечером поднимаюсь на борт ресторана-корабля.
Дневной круиз на Batobus напоминает поездку в водном такси. Можно выходить на любой остановке. Билет стоит 19 евро на целый день. Маршрут проходит мимо восьми главных причалов.
Ужин на воде – отдельное парижское развлечение. Компания Bateaux Parisiens подает фуа-гра и утиное конфи. На столиках мерцают свечи. А за окном проплывает подсвеченный Лувр.
Цены на гастрономические круизы кусаются. За ужин с вином придется отдать от 89 евро. Зато шеф-повар готовит прямо на борту. А официанты разливают шампанское под звуки живой музыки.
Vedettes du Pont Neuf специализируется на коротких познавательных прогулках. Аудиогид вещает на 14 языках. За 45 минут корабль проходит под семью мостами. Билет обойдется в 15 евро.
Компания Bateaux Mouches возит туристов с 1949 года. Их белые кораблики узнает любой парижанин. Экскурсии проводят живые гиды. Они рассказывают про призраков Консьержери и подземные ходы Лувра.
С заходом солнца включается подсветка мостов. Вода отражает тысячи огней. Ночной круиз стартует каждый час до полуночи. Стоимость – от 25 евро на человека.
В полнолуние река становится серебряной. Огни фонарей рисуют на воде дрожащие дорожки. Набережные пустеют. Только влюбленные пары гуляют вдоль парапетов.
Билеты лучше покупать онлайн за неделю. В высокий сезон места разбирают быстро. Особенно на вечерние рейсы с ужином. На сайтах компаний есть календарь свободных дат.
Все круизы стартуют от моста Бир-Акейм у Эйфелевой башни. Надо прийти за 30 минут до отправления. Посадка заканчивается за 10 минут до рейса.
Острова Сены: мини-путешествие в сердце Парижа
Я стою на мосту Сен-Луи и смотрю на острова Сены. Они напоминают зеленые корабли, застывшие посреди реки. На острове Ситэ возвышаются шпили Нотр-Дама. Здесь началась история Парижа две тысячи лет назад.
Остров Ситэ – это первый Париж. Римляне построили здесь крепость Лютецию. Теперь на ее месте стоит дворец Консьержери. Его башни с часами отражаются в воде как средневековые стражи.
Часовня Сент-Шапель сверкает витражами. Солнечные лучи проходят сквозь цветные стекла и создают на полу мозаику. Я прихожу сюда рано утром, когда туристов еще нет. В тишине витражи светятся особенно ярко.
За Нотр-Дамом прячется маленький сквер Жан XXIII. Местные приходят сюда с книгами и бутербродами. Готические арки собора нависают над скамейками как каменный шатер.
На соседнем острове Сен-Луи время течет медленнее. Узкие улочки ведут к особнякам XVII века. В их дворах до сих пор живут коренные парижане. Они выращивают в кадках розы и пьют кофе на балконах.
В кафе Berthillon подают лучшее мороженое Парижа. Очередь тянется вдоль набережной. Я беру фисташковое и карамельное. Вкус детства с видом на реку – лучшее сочетание.
Я плыву на речном трамвайчике к острову Гранд-Жатт. Здесь Сера писал свою знаменитую картину. Деревья на набережной все те же. Только вместо дам с зонтиками – бегуны и велосипедисты.
В музее Сены я узнаю про древние лодки галло-римлян. Археологи нашли их при строительстве метро. Теперь они хранятся в специальных резервуарах с водой.
На крошечном Лебедином острове стоит копия статуи Свободы. Она в четыре раза меньше нью-йоркской сестры. Факел горит по ночам. Американские туристы делают селфи на фоне знакомого силуэта.
У подножия статуи я нахожу старые железнодорожные рельсы. По ним возили грузы на баржи. Теперь здесь гнездятся утки. Природа берет свое даже в центре Парижа.
Сена – река с историей: от древних времен до наших дней
Сена берет начало на плато Лангр в Бургундии. Древние римляне называли ее Секвана в честь богини воды. На берегах реки я нашел следы античных поселений и остатки древних причалов.
В средние века Сена кормила весь Париж рыбой. Рыбаки ловили карпов размером с человека. Сейчас в реке обитает 32 вида рыб. Я видел, как местные рыбаки вытаскивают судаков по утрам.
В январе 1910 года вода в Сене поднялась на 8,6 метров. Улицы превратились в каналы. Парижане передвигались на лодках между домами. Метро затопило до потолка.
След того наводнения я заметил на стене дома возле моста Альма. Там установлена статуя Зуава – по ее пояс доходила вода. Теперь парижане следят за уровнем реки по этому каменному солдату.
В 1970-х годах Сена была мертвой рекой. Заводы сливали отходы прямо в воду. Мэрия потратила миллиарды евро на очистку. Результат превзошел ожидания.
К Олимпиаде-2024 в Сене откроют официальные пляжи. Я разговаривал с экологами – вода соответствует нормам для купания. В реку вернулись лососи и форель.
Клод Моне написал серию картин «Руанский собор» с видом на Сену. Художник работал в разное время суток. Свет на воде менялся каждый час как в калейдоскопе.
Эрнест Хемингуэй описал набережные Сены в книге «Праздник, который всегда с тобой». Он любил писать в кафе у реки. На том же месте сейчас сидят молодые писатели с ноутбуками.
Полезные советы для путешественников
Я купил билет на круиз по Сене через мобильное приложение Batobus. Экономия составила 7 евро с человека. На причале у Эйфелевой башни очередь растянулась на час. А я прошел на борт за 5 минут по QR-коду.
Температура на воде на 5 градусов ниже, чем в городе. Даже в жару я беру с собой ветровку. Солнечные очки защищают от бликов на воде. В кармане всегда лежат беруши – моторы некоторых катеров шумят довольно громко.
Лучший свет для фото на Сене – за час до заката. Золотистые лучи подсвечивают фасады дворцов. Вода искрится как шампанское. В это время я занимаю место на верхней палубе справа по ходу движения.
Утренние круизы менее популярны у туристов. Я выхожу в рейс в 9 утра. На борту всего десяток пассажиров. Река спокойная. Чайки летят за кормой и ловят хлебные крошки.
В рюкзак я кладу бутылку воды и легкий перекус. На борту еда стоит в три раза дороже. Телефон заряжаю на 100%. За час круиза батарея садится наполовину от постоянной съемки.
Кроссовки удобнее туфель – палуба может быть мокрой. На голову надеваю кепку с козырьком. Он защищает глаза от слепящего солнца и помогает делать фото без бликов.
Мост Александра III отражается в воде как распахнутые золотые крылья. Я снимаю его с нижней точки через арку. На фото кажется, что мост парит в воздухе.
У острова Сите корабль замедляет ход. Успеваю поймать кадр, где шпиль Нотр-Дама касается облаков. На закате готические окна собора светятся изнутри оранжевым светом.
При съемке с воды я использую режим серийной съемки. Из 10 кадров получается один резкий. Для вечерних фото выставляю высокое ISO – так фонари на мостах не превращаются в размытые пятна.
На набережной у моста Искусств есть удобные каменные ступени. Отсюда открывается вид на три моста сразу. Я прихожу сюда за час до заката и снимаю проплывающие кораблики на длинной выдержке.