Музеи Парижа: топ-20 – путеводитель для самостоятельного путешественника
Я стоял перед картой Парижа и не мог поверить своим глазам – более 130 музеев в одном городе! В голове крутился один вопрос: как выбрать те, которые действительно стоят внимания? В итоге я составил свой рейтинг парижских музеев, где каждый экспонат оправдывает потраченное время.
Когда билет в Лувр стоит 22 евро, а время ограничено, хочется получить максимум впечатлений. Я прошел все главные и малоизвестные музеи Парижа. Теперь точно знаю, где можно застрять на целый день, а куда достаточно заглянуть на пару часов.
Начну с очевидного – Лувра. Но не спешите закатывать глаза. За огромными очередями к Джоконде скрываются залы, где можно остаться наедине с шедеврами. Например, крыло Ришелье на третьем этаже – там французская живопись и практически никого.
Лайфхак: входите через подземный торговый центр Carrousel du Louvre. Очередь там втрое короче, чем у стеклянной пирамиды. А если купить билет онлайн – пройдете за 15 минут через отдельный вход.
Бывший вокзал превратился в дом для импрессионистов. Тут собраны работы Моне, Ван Гога, Ренуара. Огромные часы на фасаде – отличная точка для фото. Билет стоит 17 евро, но после 16:30 по вторникам цена падает до 14 евро.
Секрет: начните осмотр с верхнего этажа. Большинство туристов идут снизу вверх, а вы получите 20 минут наедине с Ван Гогом и Моне.
Здание похоже на вывернутый наизнанку механизм – все коммуникации снаружи. Внутри – лучшая коллекция современного искусства в Европе. На последнем этаже – ресторан с панорамой Парижа и очередью короче, чем на Эйфелеву башню.
Лувр: погружение в мир искусства
На улице Торини в особняке XVII века я нашел самую большую коллекцию работ Пикассо. Три этажа картин, скульптур и набросков показывают путь художника от первых зарисовок до знаменитых кубистических экспериментов.
Билет стоит 14 евро, но по первым воскресеньям месяца вход свободный. Только приходите к открытию – в 9:30 очередь еще небольшая. К полудню она растягивается на квартал.
В двух овальных залах на первом этаже висят гигантские полотна с кувшинками – «Нимфеи» Клода Моне. Я провел здесь два часа. Свет меняется в течение дня, и картины словно оживают. На нижнем этаже – коллекция Поля Гийома с работами Сезанна и Ренуара.
В 2021 году музей открылся после реставрации. Теперь тут 3500 квадратных метров истории города. Я увидел вывески старых кафе, афиши времен Мулен Руж и даже спальню Марселя Пруста. Вход бесплатный – редкость для центра Парижа.
Нашел забавную деталь – в саду стоит статуя носорога в натуральную величину. Это копия первого носорога, привезенного в Париж в XVIII веке. Местные жители приходят сюда на обед и устраивают пикники у его ног.
В отеле Бирон среди роз стоит «Мыслитель». За ним – особняк с личной коллекцией скульптора. Купите билет за 13 евро – он дает доступ и в дом, и в сад. В пасмурный день тут втрое меньше людей, а фотографии получаются даже лучше.
Зайдите в кафе музея. Круассаны тут дешевле, чем в соседних кафе, а вид на сад – как на открытке. По четвергам музей работает до 21:45, можно увидеть закат над «Вратами ада» – главным творением Родена.
Музей д’Орсэ: импрессионизм и не только
В здании старого вокзала я обнаружил музейный рай. Часы на фасаде замерли на отметке 16:45. Сквозь гигантские витражи льется мягкий свет. Он играет на картинах импрессионистов точно так же, как сто лет назад.
Больше всего меня поразил пятый этаж. Картины Моне и Ренуара висят под стеклянным потолком. Солнечные лучи падают на полотна под разными углами. Цвета меняются каждый час – от утренней дымки до закатного золота.
Я нашел идеальное время для посещения – четверг после 18:00. Билет стоит на 3 евро дешевле, а туристов в три раза меньше. В кассе практически нет очереди. Музей работает до 21:45, и можно спокойно рассмотреть «Звездную ночь» Ван Гога.
На втором этаже я открыл для себя «Голубых танцовщиц» Дега. Картина спрятана в небольшом зале. Мимо него проходит основной поток посетителей. А жаль – игра света на пастельных тонах завораживает.
В зале Медведя – неожиданная находка. Картины Репина соседствуют с работами французских мастеров. Аудиогид на русском языке детально объясняет связь между русской и французской живописью конца XIX века.
На верхнем этаже за часами прячется кафе с террасой. Круассан с кофе стоит 8 евро. Дорого, но вид на Сакре-Кёр того стоит. По четвергам тут подают устрицы и шампанское. Столик лучше бронировать за неделю.
До музея я дошел от станции Solférino за 3 минуты. Но есть способ лучше – поезд RER C останавливается прямо под музеем. Выход из станции Musée d’Orsay ведет в холл с кассами. В дождь – идеальный вариант.
Центр Помпиду: путешествие в мир современного искусства
На площади Жоржа Помпиду я остановился в замешательстве. Громада из стекла и металла выглядела как гигантский конструктор. Разноцветные трубы оплетали здание словно артерии. Синие – для кондиционирования, красные – для лифтов, зеленые – для воды.
Билет за 15 евро открыл двери в шесть этажей современного искусства. На первом этаже я купил аудиогид. Он стоил 5 евро, но сэкономил два часа блужданий по залам.
Я поднялся сразу на пятый этаж. Туристы обычно начинают снизу. В пустом зале с работами Матисса я провел полчаса. Его «Танец» занимает целую стену. Краски яркие, будто художник закончил картину вчера.
На шестом этаже открылся лучший вид на Монмартр. Ресторан Georges славится не только панорамой. В будни с 12 до 14 часов тут подают бизнес-ланч за 29 евро. В меню три блюда и бокал вина.
Четвертый этаж удивил выставкой световых инсталляций. В темном зале мерцали неоновые скульптуры. Дети бегали между экспонатами и создавали собственные тени на стенах. Охранники не делали замечаний – это часть концепции.
На втором этаже я обнаружил публичную библиотеку. Читальный зал занимает 10 000 квадратных метров. У панорамных окон стоят кресла. Вход свободный, можно работать с ноутбуком. Wi-Fi раздают бесплатно.
По четвергам музей работает до 23:00. После девяти вечера билет стоит 9 евро. В залах почти пусто. Подсветка создает необычные тени. Работы Дали и Пикассо выглядят загадочно в полумраке.
До Центра Помпиду я дошел от станции метро Rambuteau за пять минут. Билет в музей продают и в метро – так можно избежать очереди в кассу. На входе действует отдельная линия для держателей онлайн-билетов.
Музей Родена: мир скульптуры
Особняк на улице Варенн встретил меня скрипом старых половиц и прохладой мраморных залов. Здесь каждая комната – театр теней. Солнечные лучи скользят по бронзовым фигурам и создают причудливые силуэты на стенах.
В саду музея среди роз возвышается знаменитый «Мыслитель». Его массивная фигура контрастирует с нежными бутонами цветов. За спиной гиганта – изящный особняк в стиле рококо. Такой контраст подчеркивает гений Родена.
На первом этаже я замер перед «Поцелуем». Скульптура высотой в человеческий рост показывает момент страсти. Бронза кажется теплой и живой. Роден создал несколько версий этой работы. В Париже хранится оригинал.
«Врата ада» занимают целый зал. Шестиметровая композиция поражает деталями. Я разглядел больше сотни фигур. Каждая рассказывает свою историю. На создание этого шедевра у мастера ушло 37 лет.
К музею я пришел в девять утра. Сад был пуст. Утреннее солнце создавало мягкий свет – идеальные условия для фотографий. После обеда тут появляются группы туристов с селфи-палками.
Билет за 13 евро дает доступ в музей и сад. По средам и пятницам после 17:00 цена снижается до 9 евро. На входе работают три кассы. Правая обычно пустует – местные об этом не знают.
На втором этаже я нашел выход на небольшой балкон. Отсюда открывается вид на купол Дома инвалидов. В путеводителях об этом месте не пишут. Охранник разрешил мне остаться на балконе на 10 минут.
В музейном кафе подают десерты по рецептам начала XX века. Лимонный пирог делают по записям из поваренной книги самого Родена. Чашка кофе с пирожным обойдется в 12 евро.
От метро Varenne до входа в музей – три минуты пешком. В дождь советую взять такси до самых ворот. Брусчатка в саду становится скользкой. Зонты на входе не выдают – захватите свой.
Музей Пикассо: гений кубизма
В особняке Сале я застыл перед автопортретом Пикассо 1901 года. Молодой художник смотрел с холста пронзительным взглядом. Тогда он еще писал в классической манере. Через пять залов я увидел его работы 1907 года – угловатые фигуры раскололи привычный мир на острые грани.
В этом здании XVII века собраны 5 000 работ мастера. Три этажа заполнены картинами, скульптурами и керамикой. Билет стоит 14 евро. За эти деньги можно проследить путь художника от первых зарисовок до последних экспериментов.
На втором этаже я обнаружил потайную дверь. За ней – небольшой зал с редкими офортами. Их показывают раз в три месяца. Свет приглушен, чтобы не повредить бумагу. В этой комнате я провел полчаса наедине с графикой Пикассо.
Третий зал посвящен ранним работам. Печальные акробаты и задумчивые арлекины смотрят с полотен. Здесь я понял, почему эти годы назвали «голубым периодом». Холодные оттенки синего передают грусть и одиночество.
К музею я пришел к открытию – в 9:30. У входа всего пять человек. После полудня очередь растягивается на квартал. По вторникам музей закрыт. В первое воскресенье месяца вход бесплатный, но людей втрое больше обычного.
В подвале особняка работает небольшое кафе. Кофе с круассаном стоит 8 евро. Столики стоят у окон с видом на сад. В теплые дни можно сесть на террасе под старыми каштанами.
До музея удобно дойти от трех станций метро. Saint-Paul – самая близкая, пять минут пешком. Saint-Sébastien-Froissart и Chemin Vert – по семь минут. Я выбрал Saint-Paul. По пути можно зайти в пекарню Au Petit Versailles du Marais за свежими багетами.
Полезные советы для самостоятельного посещения музеев Парижа
В подземном дворце на станции Concorde я открыл необычный музей. Стены украшены плитками с буквами. Каждая выложена вручную. Белые буквы на синем фоне складываются в Declaration des Droits – текст Декларации прав человека.
Билет стоит всего 1,90 евро – это обычный проезд в метро. На платформе нет толп туристов. Местные жители спешат по делам и не замечают артефакты вокруг. А их тут сотни.
На станции Arts et Métiers потолок обшит медными листами. Стены украшены шестеренками и механизмами. Интерьер напоминает подводную лодку капитана Немо. Автор проекта вдохновился романами Жюля Верна.
Я составил карту самых красивых станций. Начать стоит с Louvre-Rivoli. На платформе стоят копии античных статуй из музея. Затем – Варен с мозаиками в стиле ар-деко. Финал маршрута – Сите с римскими арками.
На станции Abbesses я снимал винтовую лестницу. В будни после 22:00 тут пусто. Освещение создает интересные тени. Фотографии получаются как с открыток Belle Époque.
Купите карнет на 10 поездок – выйдет дешевле. Билет действует 2 часа. За это время можно осмотреть 3-4 станции. Спуститесь на самый нижний уровень – там сохранились указатели 1900 года.
В переходе станции Saint-Lazare работает пекарня. Круассаны пекут прямо в метро. Запах свежей выпечки разносится по тоннелям. Кофе с собой стоит 2 евро – в два раза дешевле, чем наверху.
В сувенирном киоске на станции Opera продают старые таблички с названиями станций. Цены от 15 евро. Еще есть копии исторических схем метро и значки с логотипом Metropolitain в стиле ар-нуво.